Плавать- раньше чем ходить?
Собираясь писать эту заметку я была уверена в абсолютной полезности занятий плаванием с детками любого возраста. Самое сложное, думала я, детки не будут плавать в младенчестве, но уж точно полюбят воду, закалятся и разовьются физически, эмоционально и успешно поплывут в сознательном возрасте. Наверно поэтому велико было удивление от обнаруженных в сети заметок о сложности именно с плаваньем в старшем возрасте у деток, освоивших "самостийное" по Фирсову плаванье в младенчестве. Некоторые такие детки не могли выныривать и стойко держались за "гребущие" хаотичные движения конечностями. Благо дыхательный объем легких увеличен и пронырнуть детки могут большое расстояние. В чем парадокс: дети явно любят воду с одной стороны, с другой родители озаботились целью "научить плавать по человечески", а для ребенка это не есть пока цель, его все устраивает. Самые возмущенные отклики от инструкторов детского плавания, которым не удобно искать индивидуальный и возможно игровой подход к таким детям. По утвержденной методике дети"должны" вести себя по-другому, слушаться, выполнять команды... речь об удовольствии не особо идет. Главное техника плавания. У инструктора с подобными установками правда будет сложно учить плавающего как рыбка малыша. Он ведь умеет :-) еще и инструктора научит.
Это напоминает переучивание левшей на правшей. Вы же встречались с левшами? Меня восхищает то, как они пишут наискосок держа лист бумаги! Хоть один школьный учитель пробовал научиться у своего ученика писать левой :-)
Если родители сохранят фокус на свои ценности и своего ребенка, не подчинятся "системе как правильно" то, возможно, будут наблюдать развитие удивительной личности, точно произойдет много необычного.
В системе Birthlight есть специальный курс по плаванию с грудничками и тодлерами. На нем точно весело!
В системе Birthlight есть специальный курс по плаванию с грудничками и тодлерами. На нем точно весело!
И после такого вступления :-)
2. В каком возрасте начинать и что от этого меняется.
3. О подготовке воды для плавания.
4. Принципы обучения плаванию (поддержки и ныряния)
5. Хлебнул водички, вода попала в ушки, что делать?
6. Ползание и хождение в ванной.
7. Бассейн.
1. Для чего же нужно раннее плавание
Прежде чем начать заниматься с малышом ранним плаванием, нужно решить для себя, зачем оно нужно, к чему стремимся, что оно даст малышу и что нам. Итак- Интеллектуальное развитие. Когда малыш двигается, чувствует свое тельце (например, массаж), через нервные окончания стимулируется развитие головного мозга, который в этом возрасте активно растет. Развивается «физический» интеллект, координация движений Opera - [Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка. Раннее развитие.]
- Физическое развитие – это один из видов гимнастики, пока малыш не ползает и не ходит самостоятельно, укрепление мышц, координации движений и увеличение дыхательного объема легких.
- Эмоциональное развитие ребенка и налаживание контакта со взрослым. В процессе обучения малыш и обучающий его взрослый чувствуют настроения друг друга, учатся вместе радоваться удачам, а иногда вместе преодолевать трудности, случающиеся в процессе обучения
- Базовое условие успешного плавания для малыша -ВАША УВЕРЕННОСТЬ. Обучающий ребенка человек любит плавать и любит обучать плавать. Если обучает родитель - прислушайтесь к себе: страх воды, действие от "надо и должно" не принятое вами лично вряд ли будет успешно. Дети тонко чувствуют настроение близкого взрослого. Тогда- ваш путь другой :-)
- Если вы увлечены идеей плавания - не важно, насколько вы опытны, постепенно опыт обязательно придет; но вы хотите плавать, и вы очень любите своего малыша ОЧЕНЬ ВАЖНО плавать РЕГУЛЯРНО, каждый день.Потому что двигаться хочется каждый день. Потому что память коротенькая и плавать редко для малыша это стресс, а плавать регулярно – это мягкое привыкание с положительной динамикой, когда каждый день получается все лучше и больше.
- Мы идем к главной цели – любовь малыша к воде.
2. В каком возрасте начинать и что от этого меняется.
Малыши, готовящиеся заниматься плаванием, условно делятся на два возраста:
- «Неосознанные» примерно до двух месяцев (временные границы условные, здесь нужно внимательно наблюдать за малышом) – как правило, идеальные пловцы. В силу особенности развития головного мозга он еще не активный, срабатывает «чистый» рефлекс. Когда таким малышам вода попадает на лицо, они на нее никак не реагируют, «идеальная» реакция на воду, малыш просто затаивает дыхание. Такие малыши, ежедневно плавая, очень плавно входят в «осознанный» возраст и не теряют своих способностей затаивать дыхание и не бояться воды
- «Осознанные» малыши, те у которых головной мозг уже начинает функционировать и преобладать над рефлексами. Они хорошо обучаются, и для них уже важен контакт с инструктором( родителем) на равне с регулярностью занятий. Они живут своими привычками, и если плавание и ныряние для них не типично, он учатся бояться воды.
3. О подготовке воды для плавания
О подготовке воды для купания и разнице между мытьем и закаливанием рекомендую у доктора Комаровского "Начало жизни вашего ребенка. Книга для мам и пап"
Здесь о плавании.
Перед каждым занятием проветривайте ванную комнату и тщательно мойте ванну, игрушки и другие предметы, которые вам необходимы. Вода должна быть абсолютно чистой.Кипяченая вода нужна максимум в первые 2 недели или до заживления пупка. Температура воды должна быть:
Здесь о плавании.
Перед каждым занятием проветривайте ванную комнату и тщательно мойте ванну, игрушки и другие предметы, которые вам необходимы. Вода должна быть абсолютно чистой.Кипяченая вода нужна максимум в первые 2 недели или до заживления пупка. Температура воды должна быть:
- на первых занятиях 35-36 градусов;
- в течение первого месяца постепенно понижайте ее до 34-33 градусов;
- к концу 3 месяца снизьте до 32 градусов;
концу года до 30 градусов.
Очень неплохо в воду добавлять соль. Подсоленная вода, если попадает в нос или глазки малышу, не вызывает раздражения, не пугает малыша. Пресная вода первое время щиплет. Попробовав, можете убедиться в этом сами. Соль берется обычная пищевая. Вода по вкусу получается слегка соленой, «как слезинка». На обычную «советскую» ванну требуется полпачки соли (0.5 кг).
4. Принципы обучения плаванию
Давайте еще раз уясним для себя, что же такое плавание для новорожденных? Малыши (примерно до двух лет) не плавают так как взрослые на поверхности воды, они плавают под водой. Малыша не нужно учить каким-то плавательным движениям. Наша цель научиться нырять: легко, без стресса, часто; не бояться воды.
Когда малыш не боится воды, он активно двигается, при погружении в воду затаивает дыхание. Постепенно, когда пребывание под водой становиться привычным и достаточно долгим (5 – 10 сек, но мы не торопимся и очень осторожны, и малыш чувствует себя уверенно) начинаем выпускать малыша из рук. Только после этого он начинает учиться плавать. До этого он только нырял, в руках взрослого он чувствует себя достаточно комфортно, малыш много двигался, но это только барахтанье. А когда ребенок остается с водой один на один, ему приходится начинать делать именно плавательные движения. Сначала он даже учится держать в воде равновесие и не переворачиваться вверх животиком. Двигается как попало, и только постепенно после многих попыток выбирает самый оптимальный, удобный способ передвижения. Обычно все малыши плавают одинаково, так же, как и ползают, и это есть результат их опыта.
Наша с вами задача обучаться постепенно, двигаясь от простого к сложному, от чуть-чуть к долгому, а в итоге и самостоятельному пребыванию в воде.
Внимание к настроению ребенка. Мега важно - обучение без насилия, в темпе ребенка, в игре.
Обучаемся в 4 этапа
ЭТАП I. Учимся держать малыша над водой, привыкаем к разным видам поддержек и проводок
Для начала, хорошо дать малышу самые разные ощущения от воды. Побыть в воде в разных положениях: на спинке, на животике, бочком и вертикально. Двигаться в разных темпах.
Маше 2 недели |
На спинке держать малыша можно достаточно произвольно: под спинку, под головку, одной или двумя руками. Хорошо, когда ушки погружены в воду. Тогда малыш не ощущает веса своего тела, может хорошо расслабиться, отдохнуть, почувствовать свою невесомость.
Но если малышу не нравиться такое положение, не надо настаивать, как правило, они предпочитают более активное положение на животике. Ваше дело периодически ему это положение предлагать, когда-нибудь он это оценит.
Лежа на спине можно двигаться вдоль ванны, толкаться ножками от стенок.
Софии 4 месяца |
Про толкание. Для малышей до 3 месяцев это рефлекс, неосознанное движение, которое они обязательно делают, когда стопы касаются опоры. Они пробуют это делать и на суше, когда лежат на животе. Но там это дается тяжело, приходится делать усилие, которое первое время, ни к чему не приводит, а в воде двигаться очень легко – толкнулся и поплыл. Толкаясь, малыши получают огромное удовольствие. Это то, чему малыши учатся очень быстро и очень любят это свое умение.
Но если малыш толкнулся сильно, пусть плывет подальше, если слабо, то нет. Ему важно чувствовать силу своего толчка, тогда он старается. Дайте малышу потолкаться вдоволь, только не переутомляйте его, давайте иногда отдохнуть.
Способ А "Хомячек"
![]() |
Софии 3 недели |
Кладите малыша грудкой себе на ладонь, подбородок малыша как можно ближе к указательному пальцу. Ваш большой палец может быть прижат к ладони, как на картинке, или отгнут уголком вверх, тогда малыш лежит на указательном. Следите, чтобы ладонь не давила на горлышко малыша - иначе он будет кашлять. Это регулируется углом наклона ладони и поддерживающей силой воды.
Когда вы поддерживаете его одной рукой, другая опирается о край ванны или в любую опору, пользуйтесь тем, что может вам помочь, разгружайте свою спину. Хорошо, если малыш в ванне находится на уровне груди инстуктора. Нагрузка на спину минимальна. Для этого станьте на колени у края ванны. Вам важно обоим получать удовольствие от плавания и устать не больше вашего малыша :-)
В таком положении хорошо делать проводки, восьмерки и "змейки". Малыш может расслабиться и почувствовать удовольствие от разного положения тела в водичке. Можно подводить малыша к стенке ванны и помогать "толкаться" на животике имитируя ползание.
Способ Б "Надежно"
В "надежном" положении проводки делать не очень продуктивно - слишком жесткий захват не дает ощутить свободу и скорее вызовет страх у ребенка.
Чтобы поплавать бочком или побыть вертикально, надо взять малыша двумя руками за бока.
Когда вы плаваете бочком, можно дотрагиваться щечкой до воды, при этом малыш затаивает дыхание – это уже почти ныряние.
ЭТАП II. Готовимся нырять – дуем в личико и поливаем водичкой
Начинаем когда вы привыкли держать малыша над водой, чувствуете себя уверенно, при этом и малыш хорошо себя чувствует, активно двигается и получает удовольствие от купания. Обычно эти условия соблюдаются через 2-3 занятия, так что к месяцу ваш малыш и вы будете готовы.
Придумываем "волшебные слова" - " Раз, два, три, ныряем!" или" Внимание! Ныряем!"
малыш на животике в положении "надежно", говорим волшебные слова и , в первый раз дуем в личико, а в следующие - дуем и поливаем свободной рукой на головку ( на затылок) воду.
При попадании на лицо воды, малыш затаивает дыхание. И это уже почти ныряние, только очень мягкое, короткое и безопасное (вода стекает сверху вниз и не попадает в носик).
- Поливаете малыша столько, сколько ему не тяжело, но чем больше, тем лучше.Первый раз льете воду и внимательно наблюдаете реакцию малыша. Если реагирует спокойно, почти «никак», очень хорошо, продолжайте дальше, не забывайте иногда отдыхать. Если малыш достаточно большой, он может испугаться. Тогда поливать тоже нужно, но лейте воду не на лицо, а на затылок и щечки, это не так страшно. Давайте чаще отдыхать и пробуйте снова. Через какое-то время малыш привыкает, что его поливают, тогда делайте это чаще и интенсивнее. Нужная реакция на воду – «никакая», когда малыш спокойно затаивает дыхание.
Важно запомнить правило: спокойная мама - спокойный малыш тут работает как никогда. И не боится воды тот малыш, который ныряет или поливается часто.
Иногда (причины могут быть разные) малыш так и не привыкает к поливаниям. Пробуйте время от времени, но не настаивайте. Пусть плавает на поверхности воды без поливаний. Учитесь получать удовольствие от процесса в любом случае, барахтайтесь, играйте. Многие дети растут без ныряния,хотя все умываются :-)
А если у вас все получается: вы поливаетесь достаточно часто, малыш реагирует спокойно, если не расстраиваетесь, когда вода попадает в нос, а просто «вытряхиваете» лишнюю воду – можете начинать нырять.
Софии 5 мес |
Ныряние очень похоже на поливание. Когда вы льете малышу на лицо воду, он затаивает дыхание. В этот момент можно опустить его в воду. Первое время ненадолго, просто макнуть. Всегда следите за реакцией малыша. Если спокойная – пробуйте еще. Если пугается – дайте отдохнуть, отвлечься, пополивайте еще и пробуйте снова.
Первое время для вас важно количество погружений в воду. Ныряйте столько, сколько малыш терпит без капризов. Привыкайте постепенно. Потом можете плавно увеличивать время под водой.
ЭТАПIV. Плаваем самостоятельно

Самый замечательный этап вашего обучения - это когда малыш настолько привык к ныряниям и полюбил их, что сам пробует нырять самостоятельно.Например - прыгать с горки.
Первый шаг к самостоятельному плаванию - на секунды отпускаете малыша под водой из положения "надежно" когда освоены длинные наряния.
5. Хлебнул водички, вода попала в ушки, что делать?
Когда малыш находится в воде особенно в положении на животе, вода легко может попасть в глаза, ушки, дыхательные пути.Не надо этого бояться, для малыша это должна быть обычная «рядовая» ситуация, это то, что случается достаточно часто, пока малыш учится нырять.
Ваши действия, когда малыш хлебнул водичку: держите его за подмышки вверх головой навесу, он откашливается, успокаиваетесь сами и успокаиваете малыша. При этом носик промывается водой (хорошо бы подсоленной), и малыш приобретает опыт – как обращаться с водой. Позже, когда он привыкнет, ошибаться будет меньше.Глаза, когда малыш ныряет, остаются открытыми, но это не должно никого беспокоить.
Уши надо обязательно вытирать снаружи, т.е. ушную раковину ватным диском или полотенцем. Как себе, наклонив головку малыша то в одну, то в другую сторону. Ушные ходы у детей узкие и покрытые волосками, много воды туда не попадет. использовать турунды и палочки нельзя без обучения врача.
6. Ползание и хождение в ванной.
Если в ванной мало воды и малыш достает ручками до дна, можете поползать. Вес тела в воде уменьшается, малыш упирается о дно ладошками и коленками. У детей от 1 до 4 мес. Срабатывает «ползательный» рефлекс – ребенок ползет, причем гораздо раньше, чем на суше.Когда малыш учится ползать на суше, ему нужны сила и координация движений. В воде ребенку требуется только координация.
Сначала его нужно все время поддерживать, как во время плавания. Позже, когда он научится уверенно держаться самостоятельно, надо потихоньку его отпускать. Отходить от малыша не надо, всегда контролируйте его в ванной (один он может перевернуться и хлебнуть воду). Но если у вас стало получаться ползать без поддержки, для малыша это замечательный опыт – быть с водой один на один.
В воде можно делать упражнения на развитие силы спины - уголок например.
Софии 5 мес |
Заканчивайте занятие с малышами 3-4 месяцев "хождением" по дну ванны. Это закрепит рефлекс опоры, стопы в правильном для ходьбы положении да и просто даст возможность посмотреть на мир под другим углом!
7. Бассейн

Важно своевременно познакомить ребенка с плаванием "над водой" - с помощью приспособлений. Тогда проще достигнуть цели - плавать с выныриваниями.
8. Заключительный совет
Тогда ищете опытного инструктора по раннему плаванию, который покажет, как все это выглядит на практике.
Софии 4 мес |
Получайте удовольствие от жизни с малышом, вы можете познакомить его с чем считаете нужным, а продолжать заниматься этим или нет уже будет его собственный выбор.
Для статьи использовала материал инструктора Ризаевой Земфиры
Комментариев нет:
Отправить комментарий